субъект Российской Федерации. Территория - 29 тыс. кв. км. Центр - Владимир. География: область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в Волжско-Окском междуречье. Граничит на юге с Рязанской, на юго-западе и западе с Московской, на севере с Ярославской и Ивановской, на северо-востоке и востоке с Нижегородской областями. 51% территории В. о. занимают леса, ок. 8% - водно-речная площадь, основные реки принадлежат к Волжскому бассейну - Клязьма (с главными притоками: Киржач, Колокша, Нерль, Судогда, Лух, Суворощь) и Ока (с реками Гусь и Колпь, Унжа, Ушна). Население: 1 523 990 чел. (2004). Нац. состав: 94,74% - русские, 1,1% - украинцы, 0,57% - татары, 0,37% - белорусы, 0,33% - армяне, 0,23% - мордва, 2,66% - лица др. национальностей и лица, не указавшие национальность.
Древнейшим населением территории совр. В. о. были финно-угорские племена (упоминаемые в летописях меря, мещера и мурома), с кон. IX в. славяне (новгородские словене, смоленские кривичи и приокские вятичи). В кон. IX-X в. население Владимиро-Суздальского ополья было связано данническими отношениями с киевскими князьями. Центром этой земли являлся Ростов. На рубеже X-XI вв. в ряде земель Древнерусского гос-ва власть местных князей была заменена властью посадников, назначавшихся из Киева. В этом качестве в города Сев.-Вост. Руси прибыли младшие сыновья киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича, в частности в Ростов - кн. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый, к-рого сменил кн. мч. Борис († 1015), в Муром - кн. мч. Глеб († 1015).
При Юрии (Георгии) Владимировиче Долгоруком (ок. 1110) новым центром края стал Суздаль, источники XII в. среди владений Юрия Долгорукого различают «Ростовьскую» и «Суждальскую» волости. К сер. XII в. приобретают важное значение и близкие к Суздалю более молодые города - Владимир-на-Клязьме и Переяславль Залесский, строятся и достигают статуса княжеских городов расположенные вблизи Суздаля и Владимира Юрьев-Польской и Мстиславль, а также находившиеся на Клязьме Стародуб (ныне с. Клязьминский Городок Ковровского р-на) и Ярополч Залесский, на посадах к-рого в XV-XVI вв. сформировались Ярополь и Вязниковская слобода. На границах Владимирского княжества в XII в. строятся крепости в Твери, Дубне, Шоше, Кснятине на Волге, в Дмитрове на Яхроме, в Москве при впадении р. Неглинной в Москву-реку, в Гороховце на Клязьме. Под управление ростовского князя перешли значительные новгородские земли, расположенные от р. Дубны до Белоозера и оз. Лача, его данщики появляются в Волоке Ламском и Торжке.
При блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча».
В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей.
Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу. Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники.
В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.
При образовании губерний в 1708-1710 гг. территория Владимирского края вошла частью в Московскую (Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Шуя, Переславль-Залесский), частью в Казанскую (Гороховец, Муром, Вязниковская слобода) губернии. 2 марта 1778 г. была учреждена Владимирская губ., 1 сент. того же года преобразованная во Владимирское наместничество, статус городов получили Александров, Вязники, Киржач, Ковров, Меленки, Покров, Судогда. 31 дек. 1796 г. наместничество стало губернией.
В 1910 г. Владимирская губ. состояла из 13 уездов: Александровского, Владимирского, Вязниковского, Гороховецкого, Ковровского, Меленковского, Муромского, Переславль-Залесского, Покровского, Судогодского, Суздальского, Шуйского и Юрьевского, ее территория составляла 42,8 тыс. кв. верст. В губернии имелось 15 городов, 1 посад и свыше 8 тыс. поселений.
21 сент. 1917 г. из Владимирской губ. в Московскую были переданы с. Орехово (совр. г. Орехово-Зуево) и мест. Никольское Покровского у., в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. из Владимирской были включены Шуйский у., отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в 1921 г.- сев. часть Вязниковского у. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губ. отошла Московской и Нижегородской губерниям, во Владимирской губ. осталось 7 уездов: Александровский, Владимирский, Вязниковский, Гусевский, Ковровский, Муромский и Переславль-Залесский. 14 янв. 1929 г. образовалась Ивановская промышленная обл., состоявшая из бывш. Иваново-Вознесенской, Владимирской (в виде Александровского и Владимирского округов) и Костромской губерний. 14 авг. 1944 г. была создана Владимирская обл. в совр. границах.
К 2004 г. В. о. была поделена на 16 районов: Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Ковровский, Кольчугинский, Меленковский, Муромский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский и Юрьев-Польский; имела 23 города, 33 поселка, 2481 сельский населенный пункт.
К нач. 2004 г. во В. о. были зарегистрированы 15 конфессий, 331 религ. орг-ция, 77,3% из них составляли общины РПЦ. (В 1910 православные составляли 97,5% от общего числа жителей Владимирской губ. (1999 тыс. и 2 050 600 чел. соответственно), единоверцы - 0,3% (6 тыс. чел.), старообрядцы - 1,95% (40 тыс. чел.), представители др. христ. конфессий и др. религий (католики, протестанты, иудаисты, мусульмане - 5,2 тыс. чел.) - 0,25%.) Связь с религ. орг-циями во В. о. осуществляет Совет по вопросам религ. объединений при администрации области.
В. о. совпадает с границами Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви. В епархии к кон. 2004 г. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.), 503 храма и часовни.
Владимирская земля была одним из мест зарождения старообрядчества. С. Денисов в соч. «Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие» называет старообрядческих учителей - выходцев из Владимирских земель: священников Логгина из Мурома и Никиту Добрынина из Суздаля, происходивших из Вязников Капитона (его учение связывают как со старообрядчеством, так и с раннесектантскими воззрениями), Прохора и их последователей Вавилу и Леонида (подвергших себя в 1666 сожжению на берегу оз. Кщара). Денисов сообщает и о др. старообрядцах из Владимирского края, принявших «мученическую огнеопальную смерть»: о свящ. Симеоне, наборщике Печатного двора Иоанне и писаре Никите. В Кирилло-Белозерский мон-рь был сослан приверженец «староверия» архим. муромского Спасского мон-ря Антоний († ок. 1672).
В XVIII-XIX вв. во Владимирском, в Судогодском, Гороховецком, Муромском, Меленковском, Ковровском и Шуйском уездах преобладали беспоповцы - федосеевцы, представители поморского, Спасова и филипповского согласий, самокрещенцы, странники (по одной из версий, из Переславского у. происходил основатель страннического согласия Евфимий).
С 60-х гг. XVIII в. в Покровском у. была известна местность Патриаршина (с. Орехово и его окрестности, в наст. время г. Орехово-Зуево и его юж. пригороды в Московской обл.), населенная гл. обр. поморцами брачного согласия. В 1765 г. благодаря усилиям зуевского купца И. Ф. Кононова имп. Екатерина II Алексеевна издала указ об отмене двойного налога и венечной пошлины со старообрядцев. Впосл. этот регион стал одним из центров российской промышленности, во главе к-рой стояли местные старообрядцы поморского согласия - Зимины, Кононовы, Морозовы. В дер. Кабаново жили начетчик и полемист И. И. Зыков, уставщик А. Семёнов. Кудыкинская вол. была центром гектографирования и распространения старообрядческой лит-ры, в деревнях Ионово, Кабаново, Кудыкино работали известные всей России старообрядческие школы. 22 дек. 1913 г. в с. Зуеве (совр. г. Орехово-Зуево) был освящен построенный по проекту И. Е. Бондаренко молитвенный дом, в 1924 и 1927 гг. в нем заседал поморский Духовный совет центральной области, в 1936 г. молитвенный дом был закрыт, в 30-х гг. закрылись и др. поморские моленные. В нач. XX в. поморцы брачного согласия преобладали также в деревнях Тургенево, Черниченка, Кошкинка, с. Ляхи, погосте Игов Меленковского у., в с. Выезд, дер. Красная Яблонь Гороховецкого у. В наст. время поморские общины во В. о. существуют в городах Коврове, Гороховце, Александрове, Киржаче.
Ковровский у. в ХIХ в. был центром Спасова согласия. Ковровские предприниматели - старообрядцы братья Першины активно участвовали в реформировании согласия. В дер. Ильиной близ Коврова они собрали уникальную б-ку древних рукописей и старопечатных книг (ее значительная часть находится в Древлехранилище Пушкинского Дома в С.-Петербурге). До сер. 30-х гг. XIX в. на средства Першиных в Коврове содержался старообрядческий жен. мон-рь, где переписывались книги (закрыт в 1929). У Першиных долгое время жил А. А. Комиссаров - спасовский начетчик и полемист.
Филипповцы и федосеевцы имели моленные в деревнях Овсянниково и Соколово. Пользовался известностью филипповский скит в с. Богослове. В дер. Кашенке были кельи, где жили «пустынные» люди, по-видимому странники (о «пустынной вере» в этих местах помнили еще в кон. 80-х гг. XX в.). В кон. XX в. во всех названных поселениях оставались единичные последователи старообрядческих согласий, малочисленная община строгих федосеевцев существует в наст. время в Вязниках.
В 1853 г. в Белокриницком мон-ре для российских старообрядцев Белокриницкой иерархии во архиепископа Владимирского и всея России был рукоположен Антоний (Шутов). Храмы белокриницкого согласия во Владимирской губ. существовали в дер. Губинской, селах Дунилове и Иванове (совр. г. Иваново), в Шуе, при Дулёвском фарфоровом заводе М. С. Кузнецова (ныне в Московской обл.). В 1912 г. была зарегистрирована община во Владимире, в 1913-1915 гг. построившая на углу улиц Б. Московской и Летнеперевозинской возле Золотых ворот храм во имя Св. Троицы (закрыт в 1928). В 20-х гг. XX в. существовала Владимирская и Иваново-Вознесенская епархия старообрядцев белокриницкого согласия. В 1946 г. во В. о. зафиксированы 4 закрытых храма, ранее принадлежавшие этому согласию. В 1950 и 1966 гг. упоминается зарегистрированная община. К нач. 2004 г. во В. о. зарегистрировано 7 общин белокриницкого согласия (Русской православной старообрядческой церкви), входящих в Богородскую и Суздальскую епархию. Крупнейшая из них - община во имя Св. Троицы во Владимире, к-рой передана бывш. Успенская ц. на Б. Московской ул. Др. общины действуют в Суздале, Меленках, Коврове и в дер. Рытово Вязниковского р-на, незарегистрированные общины имеются в др. городах и селениях В. о.
С 2001 г. существует Богородская и Суздальская епархия Русской древлеправославной церкви, в 2000 г. отделившейся от Древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы).
В Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мон-ре с 60-х гг. XVIII в. до 1905 г. располагалась тюрьма для душевнобольных лиц духовного звания, где содержались и здоровые арестанты, в т. ч. старообрядцы, напр. Новозыбковский еп. Конон (Дураков), Пермский еп. Геннадий (Беляев), Славский архиеп. Аркадий (Дорофеев). В разное время в суздальской тюрьме находились представители сектантских движений, в т. ч. С. Подгорный, молоканин М. Рудомёткин, почитание к-рых сохранилось до наст. времени. В 1890 г. во Владимирской губ. были известны хлысты и молокане, главным центром последних была дер. Коровино Меленковского у.
На территории В. о. расположены центр и большинство приходов «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ, до 1998 г. называлась «Российской православной свободной церковью») - раскольнической структуры, к-рую создал в 1991 г. запрещенный в священнослужении клирик Владимирской епархии РПЦ настоятель Цареконстантиновского храма в Суздале Валентин (Русанцов). Первоначально «Российская православная свободная церковь» состояла из 3 общин: при Цареконстантиновском храме в Суздале и 2 общин в Суздальском р-не, составивших Суздальскую епархию. К сер. 90-х гг. в Суздальской епархии состояло 23 прихода, из них более половины представляли собой группы от 3 до 10 чел., немногие общины имели священников. К кон. 2003 г. на территории В. о. РПАЦ насчитывала 16 организаций, в т. ч. 1 муж. и 2 жен. мон-ря. В суздальском Цареконстантиновском храме, принадлежащем РПАЦ, в наст. время хранятся мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Основу раскольнического клира составляют бывш. священнослужители Московской Патриархии, по разным причинам запрещенные в священнослужении или лишенные сана.
24 июля 1993 г. во В. о. открылся приход Римско-католической Церкви - Св. Розария Пресв. Девы Марии во Владимире, входящий в Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда европ. части России. Община располагается в костеле, построенном в 1891-1894 гг. на средства ссыльных поляков и их потомков (костел был закрыт в 1930, в 1946 на короткое время в нем возобновились богослужения).
К 1 янв. 2003 г. во В. о. действовали следующие общины протестант. направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан-баптистов, 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской - пятидесятников, 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев).
В 1861 г. во Владимире по просьбе Об-ва христиан лютеранского вероисповедания была открыта деревянная кирха, в 1884 г. она была построена в камне (закрыта в 1928, в нач. 30-х гг. снесена).
Баптисты на территории В. о. известны со 2-й пол. XIX в. К 1950 г. были зарегистрированы 2 баптистские общины, к 1962 г.- 6 (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском р-нах), к 1966 г.- 10 общин. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов.
Община адвентистов, существовавшая в крае с нач. XX в., была зарегистрирована ок. 1966 г., в сер. 90-х гг. адвентисты построили молитвенный дом во Владимире, в 1992-1994 гг. в городе действовал адвентистский кружок по изучению Библии «Новая жизнь». В 90-х гг. адвентисты активизировали деятельность в Кольчугине, Лакинске, Муроме и Александрове, но общины в этих городах не сложились. Община пятидесятников была зарегистрирована ок. 1966 г.
К нач. 2004 г. во В. о. существовала мусульм. община, зарегистрированная 17 февр. 1992 г., в нее входят татары, азербайджанцы и выходцы с Сев. Кавказа.
К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская евр. религ. община (зарегистрирована в 1997, входит в Конгресс евр. религ. орг-ций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002, входит в Федерацию евр. общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные орг-ции, евр. школа, молодежный театр, семейный клуб. В нач. XX в. во Владимире действовала синагога (закрыта в 30-х гг.), евр. молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме.
С 1992 г. во Владимире существует община Об-ва сознания Кришны (Вайшнавы), кришнаиты есть также в Лакинске и Собинке. Формируется «Центр Шри Чинмоя». К нач. 2003 г. во В. о. были зарегистрированы 2 общины Иеговы свидетелей, 6 общин харизматических церквей (появились во В. о.- во Владимире, в Камешкове, Гусь-Хрустальном, Коврове и Кольчугине - преимущественно в 1992-1993): «Новый путь», «Лоза», «Жатва», «Жизнь», церковь «Калвери Чапел» (при общине существует детская школа).
В 1990 г. на территории В. о. начали свою деятельность Белое братство, ЮСМАЛОС и Аум Синрикё, в наст. время запрещенные. «Центр Рона Хаббарда» и центр саентологов (см. ст. Саентология), расположенные во Владимире и Радужном, не зарегистрированы, существуют под видом «Клуба интересного общения», «Школы здорового образа жизни». В стадии формирования находится группа последователей П. К. Иванова, проводивших акции во Владимире, Камешкове и Гусь-Хрустальном. В Гусь-Хрустальном, Меленковском, Муромском и Суздальском р-нах действуют незарегистрированные группы неоязычников.